Как выглядит мастеринговая цепочка?

Для того, чтобы совершить прорыв в мастеринге треков, нужно сделать всего одну вещь — отказаться от мастеринга в мастер-шине вашего Cubase (или другой DAW) и вынести этот процесс в отдельное приложение.

В качестве такого приложения рекомендуем Steinberg WaveLab, подсмотрев его использование в одной именитой мастеринговой студии.

Давайте посмотрим на мастеринговый сетап повнимательнее.

Итак, мастеринговая цепочка (очень удобно расположенная в восьми слотах WaveLab) следующая:

Фильтруем лишнее

В качестве фильтра используем Sonnox Oxford EQ — 5 полосный параметрический эквалайзер. Функция у него очень простая — удалить все неслышимые ухом частоты (ниже 20Гц и выше 20Кгц). Если этого не сделать — эти частоты будут занимать место в миксе, снижая достижимый уровень громкости, который можно получить без искажений.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

В этом эквалайзере это делается в два клика, а качество фильтрации у него очень хорошее.

Накачиваем микс

Для этого используется оригинальный плагин — Sonnox Oxford Inflator. Его функция — немного увеличить громкость. Это не максимайзер, не лимитер и не компрессор — скорее что-то из психоакустики. По принципу действия этот плагин похож на Steinberg Loudness Maximizer, но в отличие от последнего Inflator увеличивает громкость звукового сигнала практически без искажений и потери качества. Можно использовать его в конце цепочки, но результат более интересный, когда он находится в ее начале.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Добавляем воздушности

Теперь нужно добавить прозрачности миксу. Для этого используются эксайтеры, т.е. генераторы высокочастотных гармоник. Фактически, они имитируют ламповый звук и микс становится четче и воздушнее. Существует великое множество эксайтеров, но Steinberg Spectralizer из пакета Mastering Edition безусловно является одним из лучших. Достоинства — хороший звук, а также возможность отдельно послушать именно те гармоники, которые генерирует сам плагин, в режиме Solo. Недостатки — неустойчиво работает на некоторых частотах дискретизации, в частности на 48КГц.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Уплотняем звук

Еще одна психоакустическая «примочка» MaxxBass от Waves, цель которой — добавить в микс плотности за счет повышения уровня низких частот. В отличие от эквалайзеров, просто поднимающих этот уровень и «мажущих» звук, MaxxBass дает хороший плотный звук, не приводя к клиппингу.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Делаем звук шире

Расширитель стереобазы позволяет сделать так, чтобы звук, отнесенный по панораме, например, влево, слышался настолько слева, чтобы казалось что он вообще находится где-то за пределами наушников. Ну и заодно вся картина микса становится более объемной и интересной. Расширителей стереобазы было опробовано множество, начиная от встроенного кубейсовского Stereo Expander и заканчивая сложными плагинами Brainworx, использующими технологию M/S (раздельная обработка центральной и боковых частей сигнала). Встроенный Stereo Expander в WaveLab поражает — всего один регулятор, а эффект сногсшибательный.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Добавляем вишенку на торте

Эквализацией лучше заниматься на этапе сведения, а не мастеринга. Но дело в том, что если в уже сведенном треке нужно немного срезать частоту, к примеру, 400Гц — без эквалайзера не обойтись.

В принципе, для этих целей можно использовать любой эквалайзер, поэтому рекомендуем 8-ми полосный эквалайзер Waves Q8. Если нужно будет как-то подтягивать микс — можно заменить на любимый многими Fab Filter Pro-Q.

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Склеиваем все вместе

Предпоследним пунктом идет мастеринговый компрессор Slate Digital FG-X. Очень качественный звук, прозрачность, минимум искажений и приятный интерфейс. Что еще нужно от мастерингового компрессора?

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Лимитируем

Последний (the last but not the least) пункт — лимитер. По настроению это может быть или Sonnox Oxford Limiter или Waves L2 UltraMaximizer:

Как выглядит мастеринговая цепочка?

Естественно, в зависимости от конкретного трека набор плагинов может изменяться. В среднем, RMS (фактический уровень громкости) накачивается таким сетапом примерно на 4-6 дБ. и достигает (в зависимости от трека, конечно) до -5дБ по измерителям WaveLab.