Магический квадрант Gartner ECM 2015

Магический квадрант Gartner Enterprise Content Management 2015 года выглядит следующим образом:

gartner magic quadrant for ecm

Интерпретация квадранта

Начнем с констатации того факта, что для появления в Магическом Квадранте, производитель ECM-решений должен выполнить ряд обязательных условий:

  • Иметь годовую выручку не менее $13 миллионов
  • Активно продвигать свои продукты и иметь наработанную клиентскую базу как минимум на двух основных региональных рынках, к примеру — Европа и Северная Америка, или Азия и Латинская Америка
  • Иметь в собственной продуктовой линейке минимум четыре (из семи) core-компонентов ECM (о них чуть дальше), прочие функциональные модули могут предоставляться партнерами (внедренцами)
  • Решение должно быть доступно в продаже на открытом рынке и должно обладать референсными заказчиками, использующими решения в продуктивной среде.

Благодаря совокупности факторов, мы получаем картину полного отсутствия российских производителей СЭД/ECM в этом рейтинге, хотя многие из них однозначно способны выполнить технологические требования Gartner (третий пункт списка). Кроме того, есть подозрение, что они едва ли появятся в рейтинге в ближайшее время ;). Поэтому здесь и далее речь идет только о ECM-системах западных вендоров.

Допущения

Gartner делает два стратегических допущения при составлении своего Магического Квадранта:

  • К 2018 году, более чем 20% продаж ECM-решений будет осуществляться в экосистеме мультинациональных организаций
  • К 2018 году 50% предприятий будут управлять контентом, используя гибридную контентную архитектуру

Определение терминов и описание рыночной ситуации

Термин Enterprise Content Management (ECM) определяется Gartner в двух значениях: как стратегический фреймворк, и как техническая архитектура, которые сопровождают контент на протяжении его жизненного цикла:

  • В качестве фреймворка, стратегия ECM помогает предприятиям сделать контент контролируемым. Контролируемым как в плане инициатив, связанных с транзакционными процессами, compliance и управлением записями (records management), так и в разрезе совместной работе над контентом и документами.
  • В качестве технической архитектуры, ECM-решения могут быть представлены как в виде линейки продуктов, интегрированных на контентном или интерфейсном уровне, так и в виде множества различных программных продуктов, разделяющих общую архитектуру.

Gartner указывает на ряд рыночных сдвигов, которые оказывают сильное влияние на заказчиков ECM-решений. Консолидация на рынке продолжается, и в настоящее время еще больше инструментов, принадлежавших ранее независимым специализированным компаниям, включается в линейки крупных производителей ECM.

Это, к примеру, такие технологии как enterprise file synchronization and sharing (EFSS), управление видео-контентом и управление активами (asset management). Производители ECM-систем либо сами разрабатывают подобную функциональность, либо включают ее в свои продукты с помощью партнерских соглашений или прямого приобретения соответствующих технологий.

Одним из эффектов консолидации является то, что некоторые ведущие вендоры отстают в инновационном развитии функциональности ECM в качестве полноценного цифрового рабочего места, позволяя новым, более мелким и специализированным производителям заполнять пробелы.

К примеру, производители EFSS-систем добавляют в свои платформы базовую функциональность управления контентом и документами, а производители BPM/workflow-систем часто имеют собственный репозиторий контента в составе своих платформ.

Ключевые функциональные блоки ECM-решений

В 2015 году Gartner выделяет следующие функциональные блоки (вес в Магическом Квадранте указан в скобках), являющиеся core-компонентами ECM-платформ. Как уже было сказано выше, только производители, имеющие в составе своих платформ большую часть этих компонент, включаются в рейтинг:

  • Document management (20%) — возможности ECM-решения по управлению документами, включая контроль версионности, средств доступа и архивного хранения документов. Дополнительные функциональные возможности, такие как возможность работы с пакетами документов, а также возможность репликации контента, дают более высокий балл, чем стандартная функциональность библиотеки документов. Еще более широкие возможности включают наличие системы управления правами (DRM), а также возможность отображения документов в соответствии с их метаданным, а не в традиционных таксономических иерархических структурах. Также дополнительную ценность придает наличие системы управления доступом и версиями вне собственного репозитория платформы (например, управление документами во внешних файловых хранилищах или в облачной инфраструктуре), а также поддержка гибкой настройки интерфейса пользователя.
  • Web content management (5%) — возможность управления контентом веб-сайта с применением инструментов, использующих на встроенный репозиторий платформы. Включает функции по созданию контента, такие как использование шаблонов и темплейтов, поддержку workflow и управления изменениями, а также функциональность, предоставляющую предварительно подготовленный (prepackaged) или формируемый «на лету» контент для веб-серверов. Минимальным квалификационным критерием является наличие технологического партнерства с поставщиком Web content management (WCM) решений. При этом встроенная функциональность в составе платформы оценивается намного выше партнерской. Учитываются комплексные средства доставки контента до пользователей посредством интранет-, экстранет- и интернет-приложений, такие как адаптивный дизайн и возможность работы с мобильными приложениями.
  • Records management (10%) — наличие функциональности, позволяющей организовать и автоматизировать долговременное хранение контента в соответствии с политиками организации, при условии обеспечения юридических, регуляторных и индустриальных требований. Минимальным требованием является наличие возможности организации принудительного сохранения критичных для бизнеса документов, основанного на определенном расписании. Более высокие оценки даются за сертифицированное соответствие ряду стандартов, из которых в России наиболее известны ISO 15489 и MoReq2010.
  • Image-processing applications (15%) — функциональность сканирования, обработки и управления образами бумажных документов. Gartner требует наличия у решения двух основных возможностей: (1) функциональность сканирования документов либо средствами платформы, либо посредством сопряжения платформы с индустриальными решениями сканирования и распознавания, например, Kofax, ReadSoft или Top Image Systems (TIS); (2) возможность хранения скан-образов документов в репозитории контента в качестве одного из его видов, и возможность включения их в процессы обработки контента. Дополнительные баллы даются за наличие вертикальных или горизонтальных решений, поставляемых напрямую или через партнеров (например, архив финансовых документов).
  • Social content (15%) — функциональность совместной работы над документами в рамках проектных групп, а также и поддержка сценариев управления знаниями. Оценивается поддержка ECM-платформой блогов, wiki и прочих возможностей онлайн-взаимодействия. Социальный контент, такой как видео и аудио, в настоящий момент является наиболее быстрорастущим видом контента в организациях.
  • Content workflow (20%) — функциональность поддержки бизнес-процессов, маршрутизации контента, назначения и отслеживания задач, контроля состояния процессов. Минимальным требованием является наличие простого процесса согласования и утверждения документов. Более высокие оценки присваиваются платформам, предоставляющим графические инструменты построения бизнес-процессов и выделяющимся наличием как последовательной, так и параллельной маршрутизации.
  • Extended components (15%) — может включать один или несколько функциональных блоков из списка: мобильные приложения, управление цифровыми активами, поиск, аналитика, и встроенные интеграционные возможности (например, интеграция с порталами, ERP и CRM-системами).

gartner magic quadrant for ecm