Онлайн-мастеринг: разбираем по полочкам

Что такое мастеринг, наверное, рассказывать нет необходимости, а приставка «онлайн-» означает, что все взаимодействие происходит через интернет. Вы отправляете ссылку на WAV в студию, они делают превью мастера (минута-две), обычно в течение одного дня. Если все устраивает — оплачиваете услугу через интернет (в среднем 1000 — 1500 р.) и скачиваете полный мастер.

В этой статье мы сравним 5 мастеров, полученных от известных мастеринг-сервисов и студий онлайн-мастеринга.

Методика сравнения

Сравнение будем проводить по нескольким параметрам — на слух, с помощью измерений RMS и по частотной характеристике итоговых треков.

Для анализа громкости RMS сигнала используем Steinberg WaveLab. Встроенная функция Global Analyzis позволяет получить сводные характеристики трека в пару кликов.

Нас будет интересовать параметр RMS Power > Average.

Для анализа амплитудно-частотной характеристики треков (АЧХ), т.е. тех изменений, которые были внесены в трек с помощью средств эквализации, сатурации и т.д., будем использовать iZotope Ozone Equalizer, поскольку он имеет удобные инструменты, позволяющие записывать и выводить на экран АЧХ нескольких треков сразу.

На картинке ниже видно, как влияет эквализация на АЧХ (эквализованный трек — оранжевый, оригинальный — сиреневый):

Ну а сравнение на слух можно выполнить по прикрепленным фрагментам.

Готовы? Начнем!

Оригинальный трек

Вот фрагмент «сырого» трека, нормализованного по пиковому уровню до 0 дБ, до мастеринга:

Предполагаем, что в треке нет явных проблем и дисбаланса частот, который может требовать крупного вмешательства. Скорее нужна легкая косметическая обработка.

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Как видно, RMS невысок: -12 дБ, что для EDM-музыки является довольно низким значением. На форме волны слева видно, что пиковая нормализация трека до 0 дБ не особенно помогла увеличить громкость, по той причине, что на треке есть редкие пики, достигающие 0 дБ, в то время как основной сигнал гораздо ниже по уровню. Но зато также видно, что звук не «сплющен» компрессией.

Анализ АЧХ трека 

АЧХ как АЧХ. Для наглядности на экран выведены две линейки (оригинальный трек и он же, но более высокой громкости) для того, чтобы создать коридор, по которому в дальнейшем мы будем оценивать изменения АЧХ в мастерах.

Теперь, когда у нас есть данные по исходному треку и мы готовы к измерениям — давайте посмотрим, что нам может дать использование онлайн-мастеринга.

Сервис онлайн-мастеринга LANDR

LANDR позиционируется как революционный интерфейс онлайн-мастеринга, позволяющий добиться результатов, сравнимых с результатами профессиональных студий звукозаписи. Разработчики заявляют о том, что селекционировали и искали алгоритмы на протяжении восьми лет университетских исследований, тестируя и тонко настраивая их, прислушиваясь к отзывам опытных аудио-экспертов.

Сервис бесплатно обрабатывает треки и выдает результат в формате MP3 320Kbps (не более двух треков в месяц для зарегистрированных пользователей). За то, что результаты будут доступны в формате WAV — необходимо приобрести платный доступ за 299$ в год, что прямо скажем, немало.

Звучание после мастеринга

Результирующий файл был в MP3-формате. По сравнению с оригиналом звук явно стал громче и собраннее, но какой-то явной окраски не получил.

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Как видно, LANDR смог увеличить средний RMS трека примерно на 3 дБ. Сервис позволяет настроить степень громкости мастеринга (низкая, средняя, высокая), и для оценки мы использовали среднее значение.

Анализ АЧХ трека 

Можно заметить, что сверхнизкие частоты были подрезаны. Кроме того, заметно небольшое снижение в районе 8 кГц и небольшой подъем в диапазоне от 500 до 1000 Гц. На высоких частотах начинается спад — но это проблема формата MP3, на нелогарифмической частотной шкале видно, что частот выше 16 кГц практически не существует.

Студия мастеринга Aeternum Mastering

Aeternum Mastering была четвертой студией в России, признанной компанией Apple в качестве аккредитованного поставщика мастер-треков для отметки музыки с высоким качеством звука «Mastered for iTunes» и внесена в список провайдеров «MFIT providers list».

Звучание после мастеринга

Хороший, громкий, сбалансированный звук.

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Очень хороший RMS, при этом по форме волны видно, что звук «сплющен», хотя никакого клиппинга нет (как на слух, так и по результатам анализа).

Анализ АЧХ трека 

Минимум эквализации, хотя и заметен типичный срез на сверхвысоких частотах и изменения в области сверхнизких.

Студия мастеринга Audiomontage

Мастеринг-студия известного российского dnb-музыканта Enei. Специализируются на электронной музыке, в частности на drum’n’bass.  Как пишет DJ Bes: «Вы сдаете ребятам свою шипяще-дребезжащую демку, местами тихую, местами клипующую, с пластмассовым снейром а-ля бабушкин тазик и перкуссиями — «детская-погремушка-в-валенке», а обратно получаете трек, звучащий по канонам британских радиостанций!»

Звучание после мастеринга

Звук заметно изменился. Чувствуется, что с эквалайзером поработали, и анализ АЧХ это в дальнейшем подтверждает.

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Как видно, уровень громкости вырос на 6 дБ по сравнению с оригинальным треком. При этом сохранена динамика, вероятно в эпической битве между громкостью и динамическим диапазоном Audiomontage выбирает сторону добра.

Анализ АЧХ трека 

Этот мастер — пример творческого подхода к эквализации. Особенно интересен мощный провал на частоте в 4кГц — там явно что-то вырезали (можно примерно предположить что именно), и делали это с большим размахом. Кроме того, традиционно срезаны сверхнизкие частоты, а уровень высоких частот был увеличен.

Студия мастеринга Mastering Online

Студия позиционируется как аналоговая  —  все процессы обработки звука выполняются в полностью аналоговой среде с использованием студийных аналоговых сумматоров и многодорожечных ленточных рекордеров.

Звучание после мастеринга

В целом можно охарактеризовать звучание как более мягкое. Громкость также вполне достаточна.

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Как видно, уровень громкости хороший, схожий с предыдущим образцом, но при этом динамика более узкая.

Анализ АЧХ трека 

Удивительно, но сверхнизкие частоты в этом мастере были увеличены, а не вырезаны как у всех остальных. К сожалению, несовершенство слуха вряд ли поможет нам услышать эффект, хотя он мог сказаться на итоговой громкости мастера. Может быть это артефакты использования аналогового оборудования?

Кроме этого, следов эквализации не заметно, что в общем-то нормально. В целом мастер весьма хорош и приятен на слух.

Студия мастеринга Light Muzik Mastering

Во главе студии стоит звукоинженер с 8-летним опытом работы и музыкант с впечатляющим послужным списком Victor Slate. Позиционируется как недорогой качественный онлайн-сервис для музыкантов и диджеев.

Удивили тем, что превью прислали в формате MP3, хотя все остальные кроме LANDR, присылают WAV.

Звучание после мастеринга

Громко! Судя по некоторой аморфности панорамы, возможно использовались какие-то психоакустические плагины для дополнительного увеличения громкости. Демо-фрагмент склеен из двух одинаковых частей, поскольку в присланном фрагменте часть была вырезана (но это нормальная практика для демо).

Измерение громкости (RMS) и визуальный анализ

Измерения подтверждают впечатление — чемпионский RMS! Но заодно и самая «сплющенная» форма волны, хотя на слух явных искажений не слышно.

Анализ АЧХ трека 

Заметно активное использование эквалайзера. Местами уровень звука идет вровень с верхней границей коридора (она снималась с клипованного оригинального сигнала на +10дБ). Видна эквализация в районе 80 Гц (может быть стандартный пресет под «бочку»?), срез в районе 200Гц, и «улыбка» с 2 до 7 КГц (возможно для увеличения громкости). Высокие частоты срезаны, но это скорее всего из-за MP3-формата.

Мастер широкий и громкий.

Итоги

Однозначно заметно, что мастеринг, который делается руками, может значительно улучшить ваш звук. Иногда он может его и изменить, если мастеринг-инженер будет без опаски использовать эквалайзер. Что же касается автоматического мастеринга, например LANDR,  — вряд ли он стоит тех денег, которые за него просят. Его можно использовать только если вам надо быстро и бесплатно обработать трек, а  заниматься мастерингом самостоятельно у вас нет возможности.

Сравнивать результаты ручного мастеринга и говорить о том что какой-то из них лучший мы не будем. Есть плюсы и минусы у каждого из вариантов, но их основная ценность заключается в дополнительных ушах мастеринг-инженера и в возможности отрегулировать звук трека в студийных условиях.